ОБСЛУЖИВАНИЕ ШАРНИРОВ ПРИВОДНОГО ВАЛА.

2WD 2,0л с вариатором. ANE10

Тема приводных валов уже поднималась на форуме нашего Клуба Любителей Toyota Wish.
Но там речь шла о замене приводного вала на привод с подвесным подшипником . Тема, которую поднял Угрюмый, касается технического обслуживания.
Примечание редактора: Владельцам ZNE1# внимательнее относиться к кодам заказных изделий.

Началось всё с того, что во время ускорения на крутых поворотах стала похрустывать левая граната. Не имея опыта подобного ремонта, не торопясь, стал изучать данный вопрос. Решил, что если лезть туда, то надо сделать так, чтобы подольше не возвращаться к этому делу. Потихоньку подготовился и вот что у меня вышло.

Во-первых, для удобства изложения хочу определиться с терминологией:
- внешняя граната – ШРУС (шарнир равных угловых скоростей);
- внутренняя граната – трипод (в простонародье – трипоид) приводного вала;
- смазка для ШРУС – буду называть просто "смазка".

Схема всего узла здесь
Особого инструмента не требовалось, единственное, что покупал - глубокую двенадцатигранную головку на 30 и хороший вороток. Она нужна для откручивания гайки ступицы. При откручивании использовал трубу, удлиняющую рукоятку воротка.
Заказал в Exist.ru в 2-х экземплярах:
  • Ступичная гайка - 90177-22001 -2in
  • Малый хомут трипоида - 42345-42010
  • Большой хомут трипоида - 42345-12160
  • Малый хомут ШРУСа - 42345-20040
  • Большой хомут ШРУСа - 42345-28020
  • Комплект пыльников, хомутов и смазки на одну сторону - 04438-42102
  • Смазка для ШРУСов LM47 от Liqui Moly
Даю коды из комплекта (прочитал на самих деталях). Из этих кодов по Exist.ru пробивается только смазка трипода. Может, у кого есть возможность купить по этим кодам, так обойдётся гораздо дешевле без смазки.
Пыльник ШРУСа - 43447-28020
Смазка ШРУСа - 90999-94110
Пыльник трипода - 43448-28061
Смазка трипода - 90999-94087

На снимке состав ремкомплекта 04438-42102:

Те хомуты, которые пришли в комплекте-хорошие, но надеть их у меня не получилось.
По всей видимости, они одеваются специальной приспособой, да ещё при полностью снятом с автомобиля стакане трипода. Поэтому перед ремонтом необходимо запастись легкоодеваемыми хомутами. Вот диаметры и высота, замеренные на пыльниках:
пыльник ШРУСа - d=31.5, D=93, H=114;
пыльник трипода - d=34, D=93, H=102.
На большую точность не претендую, но для подбора хомутов достаточно.

По поводу смазки, пришедшей в составе ремкомплекта:
Для трипода по консистенции и на запах-самый настоящий ЛИТОЛ.
Для ШРУСа - совсем не похожа на привычную нам смазку ШРУС. Светло-серая, т.е. ни о каком графите и молибдене речи не идёт. Видимо, японцы, при отсутствии собственных полезных ископаемых, используют какие-то синтетические заменители.
Какую смазку использовать - каждый решает сам, а я свой выбор сделал, но об этом ниже.
Первым делом откручиваем гайку ступицы (правое колесо),
выровняв загнутый край гайки.
На фото место шплинтования гайки уже отломано - специально сфотографировал, чтобы показать, что и такое бывает.
Так что сами решайте: запасаться гайкой до ремонта или нет.

Не зная как её потом затягивать, на всякий случай, посчитал количество оборотов. Получилось 20 целых и три четверти оборота до полного выкручивания гайки. Закручивал от руки до упора.

Затем домкратим правую сторону и снимаем колесо. Обязательно подставляем надёжную подставку. Но не под рычаг, а под балку, чтобы дальнейший разбор был удобен.
Тонкой отвёрткой снимаем больший (самый ближний к коробке) хомут крепления пыльника трипоида.
Предварительно нужно подставить под пыльник ёмкость, чтобы в неё стекла жидкая смазка из пыльника.
Ключом на 17 откручиваем две гайки и один болт крепления нижней шаровой опоры (с нижней стороны рычага).
Отгибаем нижний рычаг и выводим шпильки шаровой из своих отверстий в рычаге, освобождая стойку, и отводим её в сторону.
Затем через проставочку, лёгкими ударчиками выбиваем вал из шлицов ступицы (у меня вышла, практически, от руки).

Затем, ещё больше отведя стойку влево, окончательно вынимаем вал из ступицы и тут же, потянув за вал, срываем, уже освобождённый от хомута, пыльник трипоида. Всё. Вал привода с шарнирами у нас в руках. Только желательно пометить как стоял трипоид в стакане, чтобы потом его так же и собрать. Я пометил надфильком ту часть трипода, которая стоит в самом верху.

Сняв малый хомут пыльника трипоида, отодвигаем этот пыльник к пыльнику ШРУСа. Видим сам шарнир-трипоид, сидящий на шлицах, закреплённый стопорным кольцом.

Далее, по порядку, снимаем шарнир со шлицов (снимается руками), пыльник трипода, пыльник ШРУСа, предварительно освободив его от хомутов и слив жидкую смазку.
Остались в сборе только вал привода со ШРУСом.

Теперь всё можно полностью разобрать, вынуть вал привода из ШРУСа, и поменять шарниры левый с правым. Таким образом, износ в шарнире будет проявляться уже по-другому.
Но по этому поводу существует два радиально противоположных мнения, поэтому я пошёл по более лёгкому пути- не стал выбивать вал из ШРУСа.
Далее тщательно вымывается старая смазка отовсюду, откуда только возможно (я вымывал бензином). И забивается новая. Тоже очень тщательно, чтобы весь шарнир был заполнен ею (смазкой). Надеваем пыльник, и добавляем в него смазки столько, сколько будет достаточно для смазки шарнира во время работы. Поясню: во время поворота пыльник приминается, вдавливая смазку, находящуюся в нём, в шарнир. Но смазки не должно быть много, чтобы она не создавала бы излишнего давления на пыльник, и не вылезала бы из-под хомутов, нарушая герметичность пыльника. В книжке по вишу указана какая-то масса смазки, но думаю, что ориентироваться на это можно только при использовании оригинальной смазки, жидкой.

Надев больший хомут на пыльник ШРУСа и, закрепив его, обязательно тонкой отвёрткой поддеваем пыльник с незакреплённой стороны, чтобы запустить под него воздух. После характерного «пс-с-ык», устанавливаем второй хомут.

Составитель взял на себя смелость дополнить данный фотоотчёт материалом, любезно предоставленным участником форума сайта "Сам-Автомастер", прописанным там под ником solomon.

SOLOMON:
Когда первый раз менял гранату, все заменил, а как затянуть все хомутом не понял. Вот и решил написать, может кому и поможет.
Подвернулся случай: надо было добавить смазки. Саму гранату не снимали.
Нашел замок хомута и отверткой разъеденил и снял его

SOLOMON:
Получилось вот это: добавили смазки, надели чехол

SOLOMON:
Установили ленточный ( их несколько видов, но принцип один) хомут,и засунули конец хомута в прорезь между двумя зажимами.

SOLOMON:
Конец хомута натянуть с помощью плоскогубцев, отверткой удерживая хомут, чтоб он не перекручивался.

SOLOMON:
После того как хомут хорошо затянули, конец перегнуть на излом и зафиксировать зажимами, все обстучать молотком.

Лишний конец хомута обрезать. Надо смотреть когда обрезаешь, что-бы не было острых концов.

Далее всё собирается в обратной последовательности и труда не составляет.
Когда затягивал ступичные гайки, получилось ровно столько же оборотов, как и при откручивании. Место шплинтования на гайке встало при полном закручивании точно на то же место. Но одна гайка попортилась. Резьба на гайках однозаходная, поэтому я заказал в эксисте ещё две штуки.

По поводу выбора смазки: я уже писал вначале, что взял LM47 от Liqui Moly.
Поверьте, выбор этот определился горьким опытом - ремонтная смазка для ШРУСов заставила меня проделать процедуру заново, ибо всё запело и засвистело.
После этого – как бабка пошептала. Ни грюка, ни хрюка. Как новые. Достаточно купить две таких тубы и ещё останется половина.

Теперь о попытках подобрать пыльники подешевле: мои эксперименты показали, что в данном случае скупой платит дважды. Это, конечно не означает, что подобрать нельзя, но здесь точно не для нас предлагают- проверял.
Когда будете оценивать свои пыльники на "дубовость", учтите то, что оригинальный пыльник ШРУСа полиуретановый, поэтому уже изначально "дубовый". Пыльник трипода - резиновый.

Очень надеюсь, что своим фотоотчётом помог Вам избежать лишних хлопот и материальных затрат.

Назад к оглавлению